Ошибки родителей, которые мешают подготовить ребенка к школе

Росли, росли и выросли. Скоро наступит 1 сентября. Да, здравствует школа! Но, для каждого ли ребенка «первый раз в первый класс» - это праздник? Готовиться в школу ребенок начинает намного раньше, чем ему исполняется 6-7 лет. И здесь речь идёт не только о багаже знаний, которые у будущего первоклашки за плечами, а и о психологическом здоровье, физическом состоянии и многих других факторах, которым очень часто, родители, не придают значения. Что уж говорить о моральной подготовке ребёнка, которая чаще больше вредит будущему школьнику, чем помогает. Готовность дошкольника зависит от того, как с ним занимаются не только педагоги, но и в семье, как складываются его взаимоотношения с родителями. Также важно, как родители настраивают ребенка по отношению к школе, как оценивают его способности и возможности. Завышенные требования всегда приводят к стрессу у ребенка.

Ошибка – когда взрослые ничего не делают, считая, что «в школе всему научится, нечего забивать ребёнку голову». Конечно, научится. Тому, к чему будет готов, для чего уже будет база, фундамент. А если этого фундамента не будет, придётся сначала потратить время на то, чтобы его построить. Скорее всего, остальные дети уже уйдут далеко вперёд, и вам с ребёнком придётся их догонять. А догонять (так же, как и ждать) – хуже всего.

Ошибка – когда взрослые ничего не делают, пока до 1 класса не останется 2-3 месяца. А потом пытаются сделать из своего чада будущего отличника, выполняя с ним разнообразные задания. К сожалению, такого короткого времени недостаточно для того, чтобы подготовить ребёнка и создать надёжную базу, на которую будут, как кирпичики, накладываться новые, школьные, знания, умения и навыки. В результате «фундамент» может получиться слабым, и новые знания будут плохо на нём держаться.

Ошибка думать, что ребенок должен уметь читать и считать к моменту, когда поступает в первый класс. Родители считают, что чем раньше они этому научат детей, тем более успешными учениками те станут. На самом деле умение читать, писать и считать само по себе не говорит о том, что ребёнку будет легко учиться в школе и не является гарантией положительных отметок в будущем. Потому что для того, чтобы хорошо учиться, только этих навыков мало. Если постараться, то читать, например, можно научить и двухлетку, но это ведь совсем не значит, что он уже будет готов к обучению в школе, так? Для этого нужно ещё и (и это – важнейшее условие!) умение думать: видеть существенное (главное) в предметах и явлениях, уметь сравнивать, понимать связи между понятиями, делать выводы и умозаключения, абстрагироваться (отвлекаться, не обращать внимания) от второстепенных деталей и ещё много другого.

До школы важнее научить ребенка общаться со сверстниками, не бояться обратиться к взрослым за помощью, задавать вопросы. Ребенок должен знать правила поведения в коллективе сверстников, уметь контролировать свое поведение и спокойно сидеть на занятиях, интересоваться новыми знаниями, проявлять познавательную активность. Главное – подготовить его к школе психологически. Психологическая готовность включает семь компонентов, и все они взаимосвязаны. Ее нельзя измерить умениями ребенка читать и считать. Важнее его внутренняя позиция, то, как он чувствует себя в новом статусе – статусе школьника, как воспринимает новые правила и обстановку в школе. Именно эти навыки помогут первокласснику чувствовать себя успешным. А для достижения хороших результатов подготовки ребёнка к школе выбирайте интересные ему игры и упражнения, которые помогут развить предпосылки для успешной учёбы – мышление, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику, память, речь, внимание и т.д.

Рябчевская Т.В., старший воспитатель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»


Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Эта тема стала приоритетным направлением в воспитании наших детей.

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается дошкольного возраста. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах. Народную музыку необходимо включать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

 

 

Из года в год со своими ребятами мы проводим русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Осенние праздники — праздник урожая. Зимние праздники – Рождественские посиделки, Святки, Колядки, Масленица. Кричат заклички солнышку и птичкам, а зиму прогоняют. Обрядовая еда — блины, включение в общее действо, оно особенно важно для маленьких детей.

В сценарии наших праздников включаю русские народные сказки («Колобок», «Репка»), хороводы («Дедушка Мороз» с участием сказочных животных, «Огородная – хороводная», «Весенняя огородная», хоровод «Солнышко», хоровод «По грибы»), осенние, зимние, весенние обрядовые игры. Всё это способствует формированию внутренней готовности к восприятию наших истоков — русской народной культуры, вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомим с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на их знания, полученные на занятиях, дома и т. д. Огромное значение для ребят имеет присутствие ветеранов ВОВ на праздновании, посвящённом Дню Победы. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

 

Волкова Е.В., музыкальный руководитель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник музыкального руководителя»


Весёлая математика: развивающие игры В.В.Воскобовича

«Самое лучшее воспитание - это воспитание желаний.

Можно бороться с желаниями ребенка,

можно потакать его случайным прихотям.

А можно воспитывать сами стремления, обогащать их.

Создавать почву, на которой попросту не будут расти желания-сорняки.

Помогать человеческой природе ребенка проявиться в её лучшем виде».

В.В. Воскобович

 

Игровая деятельность является для детей ведущей. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает законы системы человеческих отношений. В процессе игры у детей развиваются внимание, память, мышление, интеллектуальные и творческие способности. Игровая ситуация оказывает постоянное влияние на всестороннее и умственное развитие дошкольника.

В ДОУ руководство игрой осуществляет воспитатель. Правильное руководство игрой делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка. Именно поэтому наш детский сад решил обратиться к опыту Вячеслава Вадимовича Воскобовича - изобретателя, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Его игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять.

 

Особенности развивающих игр Воскобовича:

  1. Игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
  2. Широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
  3. Многофункциональность и универсальность. Играя только с одной игрой, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и. т.д.)
  4. Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами иллюстрированными рисунками.

Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям. Еще выше могут быть результаты, если с ребятами занимаются дома родители. Папа и мама - главные цензоры для ребенка. Их оценка важнее всего. Совместная игра по Воскобовичу предполагает партнерские, а не доминирующие отношения. Родители только тактично направляют интерес малыша. Это создает веселую, непринужденную атмосферу. Ребенок не боится включать воображение, воплощать в жизнь творческие позывы. Это ощущение внутренней раскованности крайне важно для гармоничного развития личности маленького человека.

 

Во время занятий с ребенком по играм Воскобовича следует обратить внимание на:

- подготовку. Перед тем как предлагать игру ребенку - ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

- речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

- статичность. Занимаясь с игровыми материалами,  ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать "заигравшихся" от игры.

- усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

 

Для организации игровой деятельности дома, обратите внимание на самую известную игру Воскобовича - "Квадрат Воскобовича.

Это игра – головоломка, в процессе которой дошкольники осваивают приемы конструирования геометрических фигур и предметные формы. Приложением к игровому квадрату служит комплект схем сложения фигур. Простые фигуры: «домик», «конфета», «летучая мышь» и сложные фигуры :«башмачок», «рыбка», «подъемный кран», а также объемные фигуры: «самолет», «звездочка», «черепаха». Игра – головоломка сопровождается сказкой. Читая сказку, ребенок последовательно конструирует предложенные фигуры.

Квадрат Воскобовича способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, конструктивных навыков. Это вечное оригами.

 

Предлагаю несколько игр как знакомить детей с квадратом.

1. Знакомимся с квадратом:

- обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по

треугольникам сверху вниз, подымись на вершину, положи квадрат разными по цвету

сторонами, загни уголок и т.д.

2.Играем в прятки:

- найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком.

3.Сложи квадрат (пополам разными способами):

- какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат.

4.Путешествие в квадрате:

- пройди по диагонали, знакомство с цветом, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам.

 

Весёлая математика: развивающие игры В.В.Воскобовича

 

Захарова И.Н., воспитатель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»


Формирование у детей ценностей здорового образа жизн

Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. К сожалению, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека, есть семьи, в которых часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?

Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факты окружающей среды, а так же ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него нервоза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните: стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделятся адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. А наше раздражение механически переходит и на ребенка. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня. Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка – один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом – неограниченно.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

Полноценное питание – включения в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную кашу. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в два раза.

Удар по здоровью ребенка наносят и вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

 

Седавных Г.Е., педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» 


Как пополнять словарный запас у детей 4-7 лет

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.        Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Игры, предложенные ниже, помогут  развить речь Ваших детей, а также внимание, мышление, и научат их составлять предложения.

 «Хвастунишки»

Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.

         «Давай, играть в хвастунишек. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов».

Взрослый: «У меня один апельсин».

Ребёнок: «А у меня много апельсинов».

Взрослый: «У меня только одно яблоко».

Ребёнок: «А у меня много яблок».

Взрослый: «У меня одна машинка».

Ребёнок: «А у меня много машинок».

«Где стоит матрёшка?»

Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.

         На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые ребенку. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: «Где стоит матрёшка?». Ответ напрашивается сам: «На столе».  Теперь задаём вопрос иначе: «Около чего стоит матрёшка?», «Рядом с чем стоит матрёшка?», «Перед чем стоит матрёшка?», «За каким предметом стоит матрёшка?», «Напротив, чего стоит матрёшка?» и т.д.

«Фантазёры»

Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.

         Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: «Если на улице лужи, то...  (был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д.)», «Если выпал снег, то...  (можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), «Если съесть много мороженого, то...»

         Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.

«Один и несколько»

Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.

         Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы).

         Ребенку мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: «У меня есть груша, а у тебя есть груша?». Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: «У меня яблоко, а у тебя яблоки»

         Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, стул - стулья, сумка - сумки, пень - пни.

«Чьи покупки?»

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.

         «Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил». Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: «Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?»

         В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

«Кто больше слов скажет»

         Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

         Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

         Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

-       Помните, мы с вами говорили, что, ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Каким одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

-       Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку). У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...

«Как сказать по-другому?»

         Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

-       Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает).

Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

«Загадай загадку»

         Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.

         Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.

Например, деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).

Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).

Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).

Приятных Вам совместных игр!

Кузнецова Т.В., учитель-логопед

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Логопед в детском саду»

 


Вместе встретим праздник - Новый год!

Самые яркие воспоминания – детские. И родители должны это не забывать, ведь они тоже «вышли из детства».

Новый год, это самый волшебный, сказочный, долгожданный праздник. И, самое интересное, что взрослые его ждут с большим нетерпением, чем дети! Хотя, чуть меньше верят в чудеса… Не так важен бой курантов, а именно таинственная атмосфера ожидания праздника и подготовка к нему. Ведь впереди – Сказка, Чудо, одним словом, Новый год!

Всегда перед Новым годом вспоминаю, как  мы с сестрёнкой и с мамой «творили чудеса» - смешных клоунов в разноцветных колпачках, забавных розовых поросят с милыми пяточками из обыкновенных яиц (пустые скорлупки). И они так нас радовали, качаясь на пушистых зелёных ветках красавицы ёлки! А когда выпадал первый снег, мы всей семьёй отправлялись в лес (это было, как путешествие!), восхищались белоснежными хлопьями и глубоко вдыхали свежий морозный воздух, так похожий на любимое мороженое!

Так каким же будет для ваших детей Новый год? Сказочным! Если включить фантазию и творчески подойти к подготовке Нового года. И тогда каждый миг этого волшебного праздника будет полон радости, веселья, неожиданных сюрпризов и настоящего новогоднего волшебства!

Появление в доме зелёной красавицы всегда вызывает детский восторг: значит, совсем скоро Новый год! Вместе с детьми украшайте ёлку: игрушки, бусы, шары, конфеты – всё, что угодно – лишь бы вместе, рядом! «Радость, разделённая с другим – вдвойне радость!» Дайте волю детской фантазии – пусть ребёнок почувствует себя не только участником, но и творцом праздника!

Продолжайте творить! Ведь до Нового года ещё есть время! Нравиться заниматься кулинарией – придумайте новогоднее меню с сюрпризами! Желаете «писать стихи» - совместно сочините шуточные поздравления для каждого члена семьи. Совместное творчество сближает родителей и детей, создавая тёплую атмосферу в доме.

А какой же Новый год без подарка от Деда Мороза?! Но не забудьте заранее выучить с ребёнком стишок про ёлку, про зиму или про Новый год! Ведь Дед Мороз его обязательно услышит, даже если его не будет рядом! И это тоже Чудо!

А почему бы вместе не спеть всеми любимую «В лесу родилась ёлочка» или «Маленькой ёлочке холодно зимой»? Наверняка, вам самим хочется вспомнить эти замечательные «вечные песни» детства и Нового года?!

Не забывайте, что Новый год – это семейный домашний праздник и пусть у ребёнка о нём на всю жизнь останутся самые тёплые воспоминания!

Хотите сделать доброе дело в конце уходящего года? Выберите искусственную ёлочку! Объясните ребёнку, что заботитесь о природе и не хотите, чтобы погибало так много деревьев. Пусть настоящая ёлочка растёт в лесу и радует зверюшек!

 

Вместе встретим праздник - Новый год!

Косач Т.В., музыкальный руководитель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Музыкальная палитра»

 


Роль дедушки в воспитании детей

Сегодня много говорят о роли родителей в воспитании и развитии детей. А какое участие в этом принимают дедушки?

Кто такой дедушка в традиционном представлении? В старину в русских семьях это всегда был самый уважаемый человек. Его почитали, во всем слушались, не смели перечить, не перебивали. Дедушки рассказывали внукам о своих родителях, предках, истории семьи. Так создавалась семейная родословная. Сегодня такой дедушка, скорее, большая редкость. Между тем его роль в семье трудно переоценить. Если бабушка — это ласка, нежность, забота, безусловная любовь, то дедушка — пример для подражания, тот, кто все умеет, всегда говорит спокойно, понятно и уверенно. У них одна на двоих с внуком тайна, они понимают друг друга без слов.

Каково же место дедушки в современной семье? Следует отметить, что это зависит от особенностей конкретной семьи, близости отношений, социальной зрелости ее членов и, как ни странно, от самого дедушки.

К сожалению, не всегда отношения между старшими поколениями в семье складываются гладко. Одна из причин — разные представления об обязательствах дедушки. Некоторые родители боятся доверить внука или внучку деду и ограничивают их общение, которое происходит только в рамках семейных праздников.

Сколько вы видели дедушек, провожающих внуков и внучек в детский сад или встречающих их? Часто родители полагают, что дедушка не справится с этой задачей, что он не обладает мягкостью, тактом, сдержан в проявлении чувств. И это совершенно напрасно. Дедушка, так же, как и другие члены семьи, способен с пониманием и заботой общаться с внуками, при этом он нетороплив, ненавязчив (как многие заботливые бабушки) и уводит внимание ребенка от бытовых проблем. Нельзя не сказать, что отношения между внуками и дедушками складываются более свободно, нежели между детьми и родителями. Зачастую именно это и вызывает протест. Родители считают, что дедушка с бабушкой балуют ребенка, позволяя ему вольности.

Есть и такие дедушки, которые предпочитают наблюдать за тем, как подрастают их внуки со стороны, и не принимают в этом участия. Но наличие даже такого дедушки в жизни ребенка все равно лучше, чем его отсутствие.

Как бы ни складывались отношения в семье, мамам и папам важно быть снисходительными и терпимыми по отношению к близким людям. Если в семье царят уважение, доверие, понимание двух поколений — старшего и младшего, то и внуки будут следовать примеру родителей. Уделять внимание, трепетно относиться к бабушке и дедушке члены семьи должны постоянно, не забывая поздравлять со знаменательными датами. Это прекрасный повод, чтобы собраться всем вместе для разговоров по душам, поделиться новостями, вспомнить семейные истории, ощутить радость от встречи, ведь как много интересного, понятного и занимательного может рассказать и показать дедушка. А его строгие наставления и замечания лишь попытка защитить, научить чему-то нужному. Если дед — заядлый рыбак, то внук с удовольствием разделит с ним это увлечение. И не стоит ругать ребенка за грязные руки и одежду, ведь у них с дедушкой свои «мужские дела». Мальчики особенно любят мастерить что-нибудь с дедушкой в гараже, помогать по строительству на даче и ходить за грибами. Такие минуты общения дорогого стоят и остаются в памяти ребенка на всю его жизнь. Да и совместные с внуками прогулки дедушкам пойдут на пользу.

Только общаясь друг с другом, выражая взаимную любовь и уважение, близкие ощутят свое единство, будут крепнуть семейные узы, будет возрождаться преемственность семейных традиций.

 

Рябчевская Т.В., старший воспитатель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник старшего воспитателя»


Приобщение ребёнка к народному творчеству. Городецкая роспись.

Уважаемые родители, расскажите детям….

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Именно здесь зародилась городецкая роспись – русский народный художественный промысел, которая существует с середины XIX в. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях и резьбе основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это – быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, персонажи которых геральдически обращены друг к другу.

Для городецкой росписи используют темперу и бесцветный лак. Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

На выбранной для росписи, например, разделочной доске или поверхности другого предмета намечается главное – расположение и размеры основных, самых ярких пятен – например, цветов. Это узлы композиции. В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы – основа цветка. Средние детали – нераспустившиеся бутоны – связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

Поверх светлых пятен (подмалевка) наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Такой прием называется «тенёвка». Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти. Вся роспись состоит из элементов: круги-подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи. Заключительный этап росписи — нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

После высыхания темперы изделие покрывается бесцветным лаком.

 

Приобщение ребёнка к народному творчеству.  Городецкая роспись.

 

Уважаемые родители, почитайте детям…

Веселый Городец

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

                   

Городец

Расписное донце прялки

Изучаем мы с тобою,

Здесь игривые лошадки

Нам кивают головою.

А диковинные птицы

Тянут свои крылья в небо.

Может, стоит научиться

Рисовать и нам все это?

Верю, дело мы осилим,

И освоим Городец,

Чтобы красоту России

Донести до всех сердец!

                     Светлана Ледкова

 

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

                         Л. Куликова 

Старостина Н.В., педагог дополнительного образования по ИЗО

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» 

Статья подготовлена по материалам журнала «Ребёнок в детском саду»


Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста играет важную роль.  Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

У ребёнка в возрасте 3 – 7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши живо и непосредственно реагируют на всё происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства.

С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребёнка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может.

Уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обыденность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей.

Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное понимание и внимание к настроениям и переживаниям ребёнка.

 

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • Безусловное принятие каждого ребёнка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  •  Позитивность окружающей детей обстановки;
  • Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком;
  • Обеспечение детям возможности свободно общаться со сверстниками;
  • Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

Игры для развития эмоциональной сферы детей

В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить…

Игра  «Живые картинки».  Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроений и способах его выражения с помощью движений.

Улыбающееся лицо – настроение веселое, можно порадоваться вместе, попрыгать.

Спокойное лицо – отдыхаем, стоим на месте.

Грустное лицо – мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками.

Игра «Дорисуй портрет».

Таким образом, в занимательной непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.

 

Главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребёнка – искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей.

 

Седавных Г.Е., педагог-психолог

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник педагога-психолога»


Одаренный ребенок

«Каждый ребенок – уникален и неповторим,

каждый, уверяют психологи, одарен».

Т. Галковская

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Раньше существовало такое мнение, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать. Все считались одаренными.

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одаренных детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.

Если внимательно посмотреть, на многих гениев, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющие предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. Пожалуй, все перечисленные особенности можно наблюдать уже в дошкольном возрасте. Из воспоминаний о детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли свое желание заниматься той или иной деятельностью. Однако в дошкольном детстве еще трудно выявить какое-то конкретное дарование и определить, насколько оно уникально. Важно предоставить ребенку возможность делать то, что ему хочется: танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т.д.

Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности у детей является создание предметно-развивающей среды, накопления опыта художественно – творческой деятельности в различных ее видах.

Второе условие - это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только нужно научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Волшебником! Эта идея великолепно представлена Е.Е.Кравцовой в ее книге «Разбуди в ребенке волшебника». Е.Е.Кравцова убедительно показала, что многие ученые, конструкторы «получили свои звания и правительственные награды за свое… воображение. Они создавали сказки из самых будничных и обычных дел и поступков. Они были волшебниками!» Ссылаясь на известного психолога В.В.Давыдова, автор книги показала особенности проявления и развития воображения у детей. Во-первых, «воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей… Это же качество - видеть целое раньше частей - лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их».

Следующий совет – широко использовать различные виды театрализованных игр, поскольку театрализация – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции ребенка.

Хорошо бы пойти с детьми в настоящий театр и посмотреть какой-нибудь интересный спектакль. Затем - обсудить, обменяться впечатлениями. Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нем.

Процесс «превращения детей в Волшебников» очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, раскрывается эмоциональная сфера, дается толчок к развитию Сознания. Детям важно внушить, что овладение «волшебной палочкой» творческим воображением накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли, Слова и Поступки!

Итак, самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Воспитание добрых и умных Волшебников – наша с вами задача.

Ефименко С.В., музыкальный руководитель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Музыкальная палитра» (№2, 2011 год) 



Назад
Вперед