Весёлая математика: развивающие игры В.В.Воскобовича

«Самое лучшее воспитание - это воспитание желаний.

Можно бороться с желаниями ребенка,

можно потакать его случайным прихотям.

А можно воспитывать сами стремления, обогащать их.

Создавать почву, на которой попросту не будут расти желания-сорняки.

Помогать человеческой природе ребенка проявиться в её лучшем виде».

В.В. Воскобович

 

Игровая деятельность является для детей ведущей. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает законы системы человеческих отношений. В процессе игры у детей развиваются внимание, память, мышление, интеллектуальные и творческие способности. Игровая ситуация оказывает постоянное влияние на всестороннее и умственное развитие дошкольника.

В ДОУ руководство игрой осуществляет воспитатель. Правильное руководство игрой делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка. Именно поэтому наш детский сад решил обратиться к опыту Вячеслава Вадимовича Воскобовича - изобретателя, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Его игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять.

 

Особенности развивающих игр Воскобовича:

  1. Игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
  2. Широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
  3. Многофункциональность и универсальность. Играя только с одной игрой, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и. т.д.)
  4. Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами иллюстрированными рисунками.

Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям. Еще выше могут быть результаты, если с ребятами занимаются дома родители. Папа и мама - главные цензоры для ребенка. Их оценка важнее всего. Совместная игра по Воскобовичу предполагает партнерские, а не доминирующие отношения. Родители только тактично направляют интерес малыша. Это создает веселую, непринужденную атмосферу. Ребенок не боится включать воображение, воплощать в жизнь творческие позывы. Это ощущение внутренней раскованности крайне важно для гармоничного развития личности маленького человека.

 

Во время занятий с ребенком по играм Воскобовича следует обратить внимание на:

- подготовку. Перед тем как предлагать игру ребенку - ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

- речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

- статичность. Занимаясь с игровыми материалами,  ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать "заигравшихся" от игры.

- усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

 

Для организации игровой деятельности дома, обратите внимание на самую известную игру Воскобовича - "Квадрат Воскобовича.

Это игра – головоломка, в процессе которой дошкольники осваивают приемы конструирования геометрических фигур и предметные формы. Приложением к игровому квадрату служит комплект схем сложения фигур. Простые фигуры: «домик», «конфета», «летучая мышь» и сложные фигуры :«башмачок», «рыбка», «подъемный кран», а также объемные фигуры: «самолет», «звездочка», «черепаха». Игра – головоломка сопровождается сказкой. Читая сказку, ребенок последовательно конструирует предложенные фигуры.

Квадрат Воскобовича способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, конструктивных навыков. Это вечное оригами.

 

Предлагаю несколько игр как знакомить детей с квадратом.

1. Знакомимся с квадратом:

- обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по

треугольникам сверху вниз, подымись на вершину, положи квадрат разными по цвету

сторонами, загни уголок и т.д.

2.Играем в прятки:

- найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком.

3.Сложи квадрат (пополам разными способами):

- какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат.

4.Путешествие в квадрате:

- пройди по диагонали, знакомство с цветом, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам.

 

Весёлая математика: развивающие игры В.В.Воскобовича

 

Захарова И.Н., воспитатель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»


Формирование у детей ценностей здорового образа жизн

Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. К сожалению, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека, есть семьи, в которых часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?

Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факты окружающей среды, а так же ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него нервоза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните: стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделятся адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. А наше раздражение механически переходит и на ребенка. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня. Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка – один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом – неограниченно.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

Полноценное питание – включения в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную кашу. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в два раза.

Удар по здоровью ребенка наносят и вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

 

Седавных Г.Е., педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» 


Вместе встретим праздник - Новый год!

Самые яркие воспоминания – детские. И родители должны это не забывать, ведь они тоже «вышли из детства».

Новый год, это самый волшебный, сказочный, долгожданный праздник. И, самое интересное, что взрослые его ждут с большим нетерпением, чем дети! Хотя, чуть меньше верят в чудеса… Не так важен бой курантов, а именно таинственная атмосфера ожидания праздника и подготовка к нему. Ведь впереди – Сказка, Чудо, одним словом, Новый год!

Всегда перед Новым годом вспоминаю, как  мы с сестрёнкой и с мамой «творили чудеса» - смешных клоунов в разноцветных колпачках, забавных розовых поросят с милыми пяточками из обыкновенных яиц (пустые скорлупки). И они так нас радовали, качаясь на пушистых зелёных ветках красавицы ёлки! А когда выпадал первый снег, мы всей семьёй отправлялись в лес (это было, как путешествие!), восхищались белоснежными хлопьями и глубоко вдыхали свежий морозный воздух, так похожий на любимое мороженое!

Так каким же будет для ваших детей Новый год? Сказочным! Если включить фантазию и творчески подойти к подготовке Нового года. И тогда каждый миг этого волшебного праздника будет полон радости, веселья, неожиданных сюрпризов и настоящего новогоднего волшебства!

Появление в доме зелёной красавицы всегда вызывает детский восторг: значит, совсем скоро Новый год! Вместе с детьми украшайте ёлку: игрушки, бусы, шары, конфеты – всё, что угодно – лишь бы вместе, рядом! «Радость, разделённая с другим – вдвойне радость!» Дайте волю детской фантазии – пусть ребёнок почувствует себя не только участником, но и творцом праздника!

Продолжайте творить! Ведь до Нового года ещё есть время! Нравиться заниматься кулинарией – придумайте новогоднее меню с сюрпризами! Желаете «писать стихи» - совместно сочините шуточные поздравления для каждого члена семьи. Совместное творчество сближает родителей и детей, создавая тёплую атмосферу в доме.

А какой же Новый год без подарка от Деда Мороза?! Но не забудьте заранее выучить с ребёнком стишок про ёлку, про зиму или про Новый год! Ведь Дед Мороз его обязательно услышит, даже если его не будет рядом! И это тоже Чудо!

А почему бы вместе не спеть всеми любимую «В лесу родилась ёлочка» или «Маленькой ёлочке холодно зимой»? Наверняка, вам самим хочется вспомнить эти замечательные «вечные песни» детства и Нового года?!

Не забывайте, что Новый год – это семейный домашний праздник и пусть у ребёнка о нём на всю жизнь останутся самые тёплые воспоминания!

Хотите сделать доброе дело в конце уходящего года? Выберите искусственную ёлочку! Объясните ребёнку, что заботитесь о природе и не хотите, чтобы погибало так много деревьев. Пусть настоящая ёлочка растёт в лесу и радует зверюшек!

 

Вместе встретим праздник - Новый год!

Косач Т.В., музыкальный руководитель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Музыкальная палитра»

 


Роль дедушки в воспитании детей

Сегодня много говорят о роли родителей в воспитании и развитии детей. А какое участие в этом принимают дедушки?

Кто такой дедушка в традиционном представлении? В старину в русских семьях это всегда был самый уважаемый человек. Его почитали, во всем слушались, не смели перечить, не перебивали. Дедушки рассказывали внукам о своих родителях, предках, истории семьи. Так создавалась семейная родословная. Сегодня такой дедушка, скорее, большая редкость. Между тем его роль в семье трудно переоценить. Если бабушка — это ласка, нежность, забота, безусловная любовь, то дедушка — пример для подражания, тот, кто все умеет, всегда говорит спокойно, понятно и уверенно. У них одна на двоих с внуком тайна, они понимают друг друга без слов.

Каково же место дедушки в современной семье? Следует отметить, что это зависит от особенностей конкретной семьи, близости отношений, социальной зрелости ее членов и, как ни странно, от самого дедушки.

К сожалению, не всегда отношения между старшими поколениями в семье складываются гладко. Одна из причин — разные представления об обязательствах дедушки. Некоторые родители боятся доверить внука или внучку деду и ограничивают их общение, которое происходит только в рамках семейных праздников.

Сколько вы видели дедушек, провожающих внуков и внучек в детский сад или встречающих их? Часто родители полагают, что дедушка не справится с этой задачей, что он не обладает мягкостью, тактом, сдержан в проявлении чувств. И это совершенно напрасно. Дедушка, так же, как и другие члены семьи, способен с пониманием и заботой общаться с внуками, при этом он нетороплив, ненавязчив (как многие заботливые бабушки) и уводит внимание ребенка от бытовых проблем. Нельзя не сказать, что отношения между внуками и дедушками складываются более свободно, нежели между детьми и родителями. Зачастую именно это и вызывает протест. Родители считают, что дедушка с бабушкой балуют ребенка, позволяя ему вольности.

Есть и такие дедушки, которые предпочитают наблюдать за тем, как подрастают их внуки со стороны, и не принимают в этом участия. Но наличие даже такого дедушки в жизни ребенка все равно лучше, чем его отсутствие.

Как бы ни складывались отношения в семье, мамам и папам важно быть снисходительными и терпимыми по отношению к близким людям. Если в семье царят уважение, доверие, понимание двух поколений — старшего и младшего, то и внуки будут следовать примеру родителей. Уделять внимание, трепетно относиться к бабушке и дедушке члены семьи должны постоянно, не забывая поздравлять со знаменательными датами. Это прекрасный повод, чтобы собраться всем вместе для разговоров по душам, поделиться новостями, вспомнить семейные истории, ощутить радость от встречи, ведь как много интересного, понятного и занимательного может рассказать и показать дедушка. А его строгие наставления и замечания лишь попытка защитить, научить чему-то нужному. Если дед — заядлый рыбак, то внук с удовольствием разделит с ним это увлечение. И не стоит ругать ребенка за грязные руки и одежду, ведь у них с дедушкой свои «мужские дела». Мальчики особенно любят мастерить что-нибудь с дедушкой в гараже, помогать по строительству на даче и ходить за грибами. Такие минуты общения дорогого стоят и остаются в памяти ребенка на всю его жизнь. Да и совместные с внуками прогулки дедушкам пойдут на пользу.

Только общаясь друг с другом, выражая взаимную любовь и уважение, близкие ощутят свое единство, будут крепнуть семейные узы, будет возрождаться преемственность семейных традиций.

 

Рябчевская Т.В., старший воспитатель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник старшего воспитателя»


Приобщение ребёнка к народному творчеству. Городецкая роспись.

Уважаемые родители, расскажите детям….

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Именно здесь зародилась городецкая роспись – русский народный художественный промысел, которая существует с середины XIX в. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях и резьбе основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это – быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, персонажи которых геральдически обращены друг к другу.

Для городецкой росписи используют темперу и бесцветный лак. Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

На выбранной для росписи, например, разделочной доске или поверхности другого предмета намечается главное – расположение и размеры основных, самых ярких пятен – например, цветов. Это узлы композиции. В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы – основа цветка. Средние детали – нераспустившиеся бутоны – связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

Поверх светлых пятен (подмалевка) наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Такой прием называется «тенёвка». Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти. Вся роспись состоит из элементов: круги-подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи. Заключительный этап росписи — нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

После высыхания темперы изделие покрывается бесцветным лаком.

 

Приобщение ребёнка к народному творчеству.  Городецкая роспись.

 

Уважаемые родители, почитайте детям…

Веселый Городец

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

                   

Городец

Расписное донце прялки

Изучаем мы с тобою,

Здесь игривые лошадки

Нам кивают головою.

А диковинные птицы

Тянут свои крылья в небо.

Может, стоит научиться

Рисовать и нам все это?

Верю, дело мы осилим,

И освоим Городец,

Чтобы красоту России

Донести до всех сердец!

                     Светлана Ледкова

 

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

                         Л. Куликова 

Старостина Н.В., педагог дополнительного образования по ИЗО

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» 

Статья подготовлена по материалам журнала «Ребёнок в детском саду»


Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста играет важную роль.  Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

У ребёнка в возрасте 3 – 7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши живо и непосредственно реагируют на всё происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства.

С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребёнка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может.

Уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обыденность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей.

Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное понимание и внимание к настроениям и переживаниям ребёнка.

 

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • Безусловное принятие каждого ребёнка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  •  Позитивность окружающей детей обстановки;
  • Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком;
  • Обеспечение детям возможности свободно общаться со сверстниками;
  • Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

Игры для развития эмоциональной сферы детей

В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить…

Игра  «Живые картинки».  Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроений и способах его выражения с помощью движений.

Улыбающееся лицо – настроение веселое, можно порадоваться вместе, попрыгать.

Спокойное лицо – отдыхаем, стоим на месте.

Грустное лицо – мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками.

Игра «Дорисуй портрет».

Таким образом, в занимательной непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.

 

Главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребёнка – искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей.

 

Седавных Г.Е., педагог-психолог

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник педагога-психолога»


Одаренный ребенок

«Каждый ребенок – уникален и неповторим,

каждый, уверяют психологи, одарен».

Т. Галковская

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Раньше существовало такое мнение, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать. Все считались одаренными.

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одаренных детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.

Если внимательно посмотреть, на многих гениев, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющие предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. Пожалуй, все перечисленные особенности можно наблюдать уже в дошкольном возрасте. Из воспоминаний о детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли свое желание заниматься той или иной деятельностью. Однако в дошкольном детстве еще трудно выявить какое-то конкретное дарование и определить, насколько оно уникально. Важно предоставить ребенку возможность делать то, что ему хочется: танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т.д.

Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности у детей является создание предметно-развивающей среды, накопления опыта художественно – творческой деятельности в различных ее видах.

Второе условие - это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только нужно научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Волшебником! Эта идея великолепно представлена Е.Е.Кравцовой в ее книге «Разбуди в ребенке волшебника». Е.Е.Кравцова убедительно показала, что многие ученые, конструкторы «получили свои звания и правительственные награды за свое… воображение. Они создавали сказки из самых будничных и обычных дел и поступков. Они были волшебниками!» Ссылаясь на известного психолога В.В.Давыдова, автор книги показала особенности проявления и развития воображения у детей. Во-первых, «воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей… Это же качество - видеть целое раньше частей - лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их».

Следующий совет – широко использовать различные виды театрализованных игр, поскольку театрализация – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции ребенка.

Хорошо бы пойти с детьми в настоящий театр и посмотреть какой-нибудь интересный спектакль. Затем - обсудить, обменяться впечатлениями. Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нем.

Процесс «превращения детей в Волшебников» очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, раскрывается эмоциональная сфера, дается толчок к развитию Сознания. Детям важно внушить, что овладение «волшебной палочкой» творческим воображением накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли, Слова и Поступки!

Итак, самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Воспитание добрых и умных Волшебников – наша с вами задача.

Ефименко С.В., музыкальный руководитель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Музыкальная палитра» (№2, 2011 год) 



Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь


Ваш ребенок еще плохо разговаривает? Вы замечаете, что его движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Учёными давно доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи.

Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсорном развитии. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Опытный воспитатель, логопед, психолог всегда обратит внимание родителей на недостаточное развитие общей и мелкой моторики у ребенка. Важно знать, что не всегда возможно только педагогическими воздействиями это устранить. Часто просто необходима консультация невролога. Но сейчас хотелось бы подробнее остановиться на том, как помочь своему ребенку сможете Вы сами.

В этом помогут разные игры.

Средства развития мелкой моторики: тонкую мускулатуру рук помогут развить:

Ø Пластилин.

Ø Крупа, бусы, пуговицы.

Ø Песок.

Ø Природный материал.

Ø Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани.

Ø Карандаши, счетные палочки.

Ø Бумага.

Ø Куклы.

Ø Вода.

Ø Массаж кистей рук и пальцев.

Ø Пальчиковая гимнастика.

Ø Игры с массажерами.

Ø Упражнения с мячами.

Ø Народные пальчиковые игры.

 

Вот некоторые игры и упражнений, в которые Вы можете поиграть с ребенком!

1. Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Что мы делаем с пластилином?

- Мнем и отщипываем.

- Надавливаем и размазываем.

- Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

- Режем на кусочки.

- Лепим картинки.

- Готовим обед. 

Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь
 

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.

2. Игры палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. 

3. Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

Ø массаж тыльной стороны кистей рук;

Ø массаж ладони;

Ø массаж пальцев рук. 

4. Пальчиковая гимнастика

Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Ø Тесто мы месили,

(Делаем вид, будто месим тесто)

Мы пирог лепили (Лепим пирожки)

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп (Хлопаем в ладоши)

Слепим мы большой пирог

(Показываем большой пирог)

Ø Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат –

Строим домик для зверят.

(Пальцы рук сжаты в кулачки. Ребенок стучит кулачками по столу или одним кулачком о другой)

Ø В огороде много гряд,

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,

(Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

(Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Ø Обуваем ножки бегать по дорожке.

(Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!

(ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают

(Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –

(Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.

(«шагают» пальцами по столу.)

 

С полутора лет ребёнка надо учить: 

Ø Застёгивать пуговицы.

Ø Завязывать и развязывать узлы.

Ø Шнуровать игрушечную или свою обувь.

Ø Запускать пальцами мелкие волчки.

Ø Проводить пальцем по дорожке и т.д.

Кузнецова Т.В., учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Логопед в детском саду» 

 

Как научить ребенка ездить на велосипеде?

Прогулка на велосипеде является одним из любимейших развлечений как для едва научившихся ходить малышей, так и для деток постарше. Но сначала ребенка нужно научить кататься, и тут ему не обойтись без родительской помощи и поддержки. Однако не все взрослые знают, как правильно обучать этому умению, в каком возрасте следует это делать и как подобрать идеально подходящий для своего ребенка велосипед. Обо всем этом читайте в нашей статье.

Самостоятельная езда на двухколёсном велосипеде дарит много положительных эмоций. Она даёт ребёнку чувство уверенности в себе и своих силах, повышает его самооценку. Малыш становится смелее, выносливее, сильнее, здоровее. Некоторые дети приобретают навыки езды на двух колёсах буквально за несколько дней, а другим нужно больше времени, практики и поддержки. В любом случае с первых дней обучения родителям отводится очень важная роль заботливых и понимающих инструкторов.

В каком возрасте начинать обучение?

Когда учить ребёнка кататься на двухколёсном велосипеде? Можно начинать обучение уже с трёх лет. Но многие дети в этом возрасте ещё не совсем готовы к самостоятельной езде. Зачастую они крутят педали не вперёд, как положено, а назад. Или просто бросают педали во время движения. Это может привести к падениям малыша. Поэтому рекомендуется всё-таки дождаться четырёхлетнего возраста и осознания того, что ребёнок отчётливо понимает, чего от него хотят.

Пол малыша значение не имеет. К четырём годам одинаково готовы к езде на велосипеде и девочки, и мальчики.

Если ребёнок боится кататься на велосипеде или попросту не хочет, ни в коем случае нельзя его принуждать. Успешное обучение возможно лишь в случае, когда малыш сам проявил инициативу и изъявил желание ездить.

Где лучше обучаться?

Где научить ребёнка кататься на велосипеде? Начинать лучше с ровной просторной местности, имеющей твёрдое покрытие (к примеру, асфальтированная площадка), подальше от транспортного движения. На травянистой поляне этого лучше не делать. Может показаться, что ребёнку на траве будет не так больно падать, но ездить по такому покрытию намного сложнее.

Приобретите малышу детский велосипедный шлем, налокотники и наколенники, чтобы ссадины от неминуемых падений не отбили у него желания и дальше кататься на велосипеде.

Знакомство с педалями.

Как научить ребёнка кататься на двухколёсном велосипеде? Конечно, в первую очередь нужно приловчиться правильно крутить педали. Существует два способа научить этому ребёнка:

  • непосредственно в движении;
  • на месте, когда переднее колесо приподнято.

Второй метод проще, ведь малышу не придётся физически напрягаться для того, чтобы покрутить педали, и он сможет сконцентрировать всё своё внимание на главном процессе. Сначала нужно взять своими руками ножки ребёнка, плотно поставить их на педали и показать, каким образом осуществляется вращение. Потом малыш должен попробовать сделать это самостоятельно. Вращение должно быть плавным, без рывков, ноги не должны отрываться от педалей.

Обратите внимание юного велосипедиста на тот фактор, что чем быстрее вращаются педали, тем быстрее едет велосипед. А чем выше его скорость движения, тем легче удерживать равновесие во время езды.

Дополнительные колёсики: использовать или нет?

Для обеспечения более безопасной езды на начальном этапе обучения существуют дополнительные съёмные колёсики, предназначенные для установки на заднюю ось. Отрегулировать это приспособление необходимо так, чтобы оба колёсика не касались земли одновременно и были расположены примерно на пять сантиметров выше основного.

Как быстро научить ребёнка кататься на велосипеде? Не злоупотреблять балансировочными колёсиками. Если получится, то лучше обойтись совсем без них. Это ускорит процесс обучения.

Как держать равновесие?

Вначале родителям придётся немало побегать за велосипедом. Ведь традиционный способ обучения состоит в том, чтобы быстро передвигаться рядом, периодически придерживая его за руль, седло или багажник. Основной принцип, как правильно научить ребёнка кататься на велосипеде, следующий: взрослый не должен руководить ездой, его задача – просто следовать за юным велосипедистом и поддерживать его, когда это необходимо.

Также ребёнок может начинать тренировки, катаясь рядом с бордюром. Одна нога малыша должна стоять на педали, а второй он будет отталкиваться от возвышенности.

Ещё один возможный вариант – использовать в первое время велосипед в качестве самоката. Ребёнок держится руками за руль, одну ногу ставит на опущенную педаль и едет вперёд, отталкиваясь второй ногой.

Как правильно слезать с велосипеда?

Для того чтобы узнать, как научить ребёнка кататься на двухколёсном велосипеде, нужно понять, как научить малыша правильно слезать с велосипеда, ведь это обеспечение элементарной безопасности. Механизм обучения следующий. Ребёнок садится на велосипед, один из родителей в это время одной рукой держит руль, другой – сидение. Малышу нужно объяснить, что когда взрослый будет медленно наклонять велосипед в сторону, ребёнку нужно выставить ножку и стать ею на землю. Это упражнение нужно делать по нескольку раз в обе стороны и повторять до тех пор, пока малыш не научится уверенно слезать с велосипеда без посторонней помощи.

Как научиться тормозить?

На начальном этапе обучения предпочтительнее пользоваться ножным тормозом.

Процедура обучения навыкам торможения следующая. Взрослый катит велосипед, на котором сидит ребёнок, а задача малыша в это время – остановиться. Как только он нажал на тормоз, его нужно отпустить. Остановка должна быть уверенной, но плавной.

Для закрепления навыка нужно разогнать велосипед с ребёнком и отпустить. Задача малыша – самостоятельно затормозить и встать.

Далее нужно проделать те же действия, только уже скатывая ребёнка с невысокой пологой горки.

Каждый шаг нужно повторять до тех пор, пока ребёнок не выполнит поставленную задачу. Затем можно переходить к следующему этапу.

Благодаря таким упражнениям малыш поймёт, что в любой ситуации он сможет остановить велосипед и при этом не упасть.

Как научить ребенка ездить на велосипеде?

 Статья подготовлена по материалам журнала

 «Инструктор по физической культуре»

 

 


Наши увлечения родом из детства: совместный семейный досуг

16.05.2019 год

Современные родители стремятся обеспечить ребенка всем тем, чего сами они не имели в детстве, начиная от разных игр и игрушек, и заканчивая посещением «модных» кружков и секций. Благие намерения наполнить жизнь ребенка занимательными делами приводит к его перегрузке. При этом сами родители не участвуют в этих делах. Отсутствие родительского примера способствует тому, что дошкольник теряет ко всему интерес.

Практически любой взрослый верит в то, что детство — самая счастливая и безмятежная пора в жизни человека. События, происходящие в этот период, овеяны волшебством и теплотой. Воспоминания связаны с домом и семьей. Многие события этого периода оставляют глубокий след, формируют предпочтения и привязанности к явлениям и лицам, которые с ними связаны. Мы испытываем чувство глубокой благодарности к людям, благодаря которым сохраняется в памяти ощущение безграничного детского счастья. Корни всех наших последующих поступков, взаимоотношений с людьми, выбора профессии или просто любимых занятий и интересов лежат именно в этом периоде и неразрывно связаны, прежде всего, с родителями.

Все дети нуждаются в эмоциональных контактах с родителями, и последним нужно уметь организовывать такое общение со своим ребенком. В первую очередь, это касается детей, которые посещают дошкольные образовательные организации и много времени проводят с чужими людьми (даже искренне к ним привязанными, внимательными и заботливыми). Сегодня с детьми меньше, чем нужно, играют, их больше, чем допустимо, оставляют одних, а иногда подвергают наказаниям, понять смысл которых на своем уровне развития ребенок не в состоянии.

Одна из продуктивных форм для установления эмоциональных контактов родителей и детей – совместный семейный досуг. Его значение в последние годы все более увеличивается. Этому способствует относительный рост материального достатка российских семей, «мода» на здоровый образ жизни как символ успешности человека, появление разнообразных игровых площадок.  Вместе с тем увеличивается и процент пассивного времяпрепровождения: просмотр телевизионных программ, игра на компьютере, отдых дома. Что бы ни делали взрослые — смотрели телевизор, принимали гостей, читали, вязали, ссорились, — с ними всегда рядом дети. Именно поведение родителей, а точнее, то, как они проводят свой досуг, во многом определяет будущее детей.

Взрослые должны научить ребенка занимать свое свободное время. Причем это не заключается только в работе по дому, выполнении каких-то обязанностей, помощи по уходу за животными и других занятиях «с пользой». Творческая деятельность с детьми — это профилактика вредных привычек. Поэтому задача взрослых — научить ребенка проводить свободное время творчески. Если родители и дети вместе рисуют, занимаются моделированием, выкладывают пазлы, пополняют и систематизируют коллекции, издают семейные газеты, клеят коллажи или изготавливают поделки, чтобы представить их на выставке в детском саду, это делает их жизнь интересной, разнообразной, наполненной смыслом и конструктивным общением. Ребенка следует вовлекать в различные события, обогащая его жизненный опыт и взаимодействуя с ним во время досуга. На благоприятном эмоциональном фоне увлечение может вырасти в нечто большее, и даже стать делом всей жизни.

Если родители не стали другом своему ребенку в период дошкольного детства, то сделать это во взрослой жизни практически невозможно. Именно другом, а не только любящим и заботящимся о нем родным человеком.

 

Рябчевская Т.В., старший воспитатель

 МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

 

Статья подготовлена по материалам журнала

 «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

 


Назад
Вперед